С момента, когда ребенок в первый раз видит свою новую семью, и до того, как он начнет чувствовать себя в ней полноценным членом проходит обычно немало времени.
Период адаптации – естественный период в жизни любой семьи, в которой появился ребенок. Для того, чтобы понять процесс адаптации ребенка любого возраста, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место.
Отличием адаптации в новом месте и адаптации ребенка в семье является то, что адаптация в новой семье это процесс двухсторонний, т.к. привыкать друг к другу и к изменившимся условиям приходится и ребенку и родителям. Адаптация - достаточно сложный период, у всех детей проходит по разному и в разные сроки.
В среднем этот процесс занимает около года.
Стадия 1
«Знакомство», «Медовый месяц», «Розовые очки».
Почему медовый месяц? Да потому, что все настроены только на хорошее.
Все хотят друг другу понравиться.
• В этот период не стоит нагружать ребенка новыми впечатлениями, его психике тяжело справляться с большим объемом информации.
• Нужно бережно относиться к чувствам ребенка, не стоит стараться побыстрее сблизиться, претендовать на родительство, сразу называть ребенка сыном или дочерью.
• Новые переживания, иногда могут негативно отразиться на ребенке. В результате он может плохо спать, подвергаться перепадам настроения, испытывать тревогу. В такой ситуации нужно быть максимально внимательным к ребенку.
Стадия 2
«Проверка родителей на прочность», «Возврат в прошлое», «Установочные конфликты»
Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Чем больше ребенок «вживается» в новую семью, чем больше в его душе прорастает привязанность к новым родителям, тем тревожнее и страшнее ему становится опять все потерять, потому что все, что было у ребенка в жизни – он терял. На втором этапе ребенок вдруг перестает слушаться, ведет себя не так как хотелось бы взрослым. Подобные ситуации – закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Основные причины и проявления кризиса:
• Другие люди – другие правила . Ребенок подчинялся правилам семьи, пока это было для него в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует вести себя так как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка стереотипа поведения. На этом этапе у ребенка могут отмечаться такие симптомы, как:
- Фиксация на неопрятности, грязи или наоборот на чистоте.
- Чувство беспомощности или чувство зависимости
- Чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы
- Отказ от всего нового
- Необъяснимые припадки злобы, плача
- Признаки усталости, тревоги
• Психологические барьеры . Обнаруживается несовместимость черт характера, привычек и темпераментов родителей и ребенка.
• Истощение сил родителей
• Дефицит знаний у родителей : невозможность опереться на свой опыт воспитания, завышенные или заниженные требования родителей, начинается сравнение ребенка со сверстниками, зачастую не в пользу ребенка, процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков, стремление подчинить ребенка своей власти.
• Псевдорегресс. Иногда поведение ребенка перестает соответствовать его биологическому возрасту. Он становится капризным и требовательным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и предпочитает доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.
• Страхи детей
• Изменение поведения. Ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей (не всегда удачно).
Стадия 3
«Привыкание», «Уравновешивание», «Медленное восстановление»
Эта стадия завершает процесс адаптации, который может идти в двух направлениях.
Первое направление.
Родители и дети постепенно начинают жить жизнью обыкновенной нормальной семьи.
• Происходит становление адекватного поведения ребенка:
• ребенок повзрослел, его больше не привлекают малыши, проявляет интерес к сверстникам;
• исчезает напряжение, он начинает шутить, обсуждать проблемы со взрослыми;
• ребенок привыкает к правилам поведения в семье.
• Ребенок начинает концентрироваться на настоящем, реже вспоминает прошлое.
• Положительные изменения в поведении.
Второе направление.
Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить с доверительные отношения с ним.
У ребенка сохраняются или усугубляются проблемы в поведении: агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, бродяжничество, курение, а так же мстительность или демонстрация беспомощности, упрямство, негативизм.
В этом случае необходимо обращаться к специалистам.