Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
ЦПМПК
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ростовской области
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Адаптация. Первый год в приемной семье

Положишникова Е.И., педагог-психолог



С момента, когда ребенок в первый раз видит свою новую семью, и до того, как он начнет чувствовать себя в ней полноценным членом проходит обычно немало времени.

Период адаптации – естественный период в жизни любой семьи, в которой появился ребенок. Для того, чтобы понять процесс адаптации ребенка любого возраста, нужно представить, что вас внезапно переместили в новое, совершенно незнакомое место.

Отличием адаптации в новом месте и адаптации ребенка в семье является то, что адаптация в новой семье это процесс двухсторонний, т.к. привыкать друг к другу и к изменившимся условиям приходится и ребенку и родителям. Адаптация - достаточно сложный период, у всех детей проходит по разному и в разные сроки.

В среднем этот процесс занимает около года.



Стадия 1

«Знакомство», «Медовый месяц», «Розовые очки».

Почему медовый месяц? Да потому, что все настроены только на хорошее.

Все хотят друг другу понравиться.

•  В этот период не стоит нагружать ребенка новыми впечатлениями, его психике тяжело справляться с большим объемом информации.

•  Нужно бережно относиться к чувствам ребенка, не стоит стараться побыстрее сблизиться, претендовать на родительство, сразу называть ребенка сыном или дочерью.

•  Новые переживания, иногда могут негативно отразиться на ребенке. В результате он может плохо спать, подвергаться перепадам настроения, испытывать тревогу. В такой ситуации нужно быть максимально внимательным к ребенку.

Стадия 2

«Проверка родителей на прочность», «Возврат в прошлое», «Установочные конфликты»

Для второго этапа адаптации характерен кризис взаимоотношений. Чем больше ребенок «вживается» в новую семью, чем больше в его душе прорастает привязанность к новым родителям, тем тревожнее и страшнее ему становится опять все потерять, потому что все, что было у ребенка в жизни – он терял. На втором этапе ребенок вдруг перестает слушаться, ведет себя не так как хотелось бы взрослым. Подобные ситуации – закономерный процесс. Причем в большинстве случаев он свидетельствует о том, что отношения в семье развиваются правильно. Основные причины и проявления кризиса:

•  Другие люди – другие правила . Ребенок подчинялся правилам семьи, пока это было для него в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует вести себя так как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка стереотипа поведения. На этом этапе у ребенка могут отмечаться такие симптомы, как:
-   Фиксация на неопрятности, грязи или наоборот на чистоте.
-   Чувство беспомощности или чувство зависимости
-   Чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы
-   Отказ от всего нового
-   Необъяснимые припадки злобы, плача
-   Признаки усталости, тревоги

•  Психологические барьеры . Обнаруживается несовместимость черт характера, привычек и темпераментов родителей и ребенка.

•  Истощение сил родителей

•  Дефицит знаний у родителей : невозможность опереться на свой опыт воспитания, завышенные или заниженные требования родителей, начинается сравнение ребенка со сверстниками, зачастую не в пользу ребенка, процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков, стремление подчинить ребенка своей власти.

•  Псевдорегресс. Иногда поведение ребенка перестает соответствовать его биологическому возрасту. Он становится капризным и требовательным, предпочитает играть с детьми младшего возраста и предпочитает доминировать над ними. Некоторые дети проявляют враждебность к своему новому окружению. Отмечается возврат вредных привычек.

•  Страхи детей

•  Изменение поведения. Ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей (не всегда удачно).



Стадия 3

«Привыкание», «Уравновешивание», «Медленное восстановление»

Эта стадия завершает процесс адаптации, который может идти в двух направлениях.

Первое направление.

Родители и дети постепенно начинают жить жизнью обыкновенной нормальной семьи.

•  Происходит становление адекватного поведения ребенка:

•  ребенок повзрослел, его больше не привлекают малыши, проявляет интерес к сверстникам;

•  исчезает напряжение, он начинает шутить, обсуждать проблемы со взрослыми;

•  ребенок привыкает к правилам поведения в семье.

•  Ребенок начинает концентрироваться на настоящем, реже вспоминает прошлое.

•  Положительные изменения в поведении.

Второе направление.

Родители не смогли найти путь к сердцу ребенка и установить с доверительные отношения с ним.

У ребенка сохраняются или усугубляются проблемы в поведении: агрессивность, замкнутость, расторможенность, воровство, бродяжничество, курение, а так же мстительность или демонстрация беспомощности, упрямство, негативизм.

В этом случае необходимо обращаться к специалистам.

Возврат к списку