Родителям
Оказание консультативной помощи родителям по вопросам развития и воспитания детей
Подробнее
Специалистам системы образования
Методическая помощь специалистам системы образования
Подробнее
Поддержка семей, имеющих детей
Национальный проект "Образование"
Региональный проект "Поддержка семей, имеющих детей"
Подробнее
РЦЗСО
Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования Ростовской области
Подробнее
ЦПМПК
Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия Ростовской области
Подробнее
Организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Оказание методической помощи организациям, осуществляющим образовательную деятельность
Подробнее
Мониторинговые процедуры
Мониторинг здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций
Подробнее
Обучающимся
Оказание психолого-педагогической помощи обучающимcя. 

Подробнее

Почему дети воруют?

(материал взят из статьи «Дело житейское….»,
журнал «Приемная семья, № 4, 2011г.»)

Родители, сталкиваясь с проблемами детского воровства, чувствуют себя обиженными, некомпетентными, сетуют на то, что дети не ценят их усилий, пугают себя и их страшными прогнозами на будущее.

Что же толкает приемного ребенка на воровство? Здесь можно сказать о том, что детское воровство «живет» в различных плоскостях, а именно, имеет различную форму, проявления, «видимые» и истинные причины. Мотивы детского воровства определяются тремя большими классами, так называемых, «видимых» причин: «для себя», «для другого значимого человека» и «за компанию».

Как проявляется воровство «для себя»? Это может быть и импульсивное побуждение украсть, появляющееся в тот момент, когда ребенок видит чужую вещь, которая привлекает его внимание или в то время, когда ребенок находится один рядом с чужой вещью. Может быть, это более или менее длительно формирующееся желание взять чужую вещь. Превращается это желание в конкретное действие чаще всего под влиянием «благоприятных» условий. Одной из причин воровства «для себя» может являться и желание отомстить конкретному человеку или «всем сразу» (своеобразный перенос своего чувства обиды на остальных окружающих людей). Такое побуждение к воровству связано с четким пониманием ребенком, на что он идет и зачем он это делает.

Что такое воровство «для другого значимого человека»? Это желание принести понравившуюся вещь любимому человеку (матери, брату и др.) с тем, чтобы доставить ему удовольствие. Такое побуждение часто связано с незнанием того, что воровство может быть не одобрено окружающими людьми. Воровство для других, может быть совершено для того, чтобы иметь средства «заплатить» за дружбу и внимание к себе сверстников.

Воровство «за компанию» совершается совместно с группой не для обогащения, но на основе желания быть принятым группой, соответствовать ее нормам.

Воровство - это «несамостоятельное» явление, чаще всего оно представляет собой проявление каких-либо посторонних оснований, причин.

Плохая наследственность – это, как правило, первое, что приходит в голову испуганным замещающим родителям. Однако, проблемы в развитии у детей «с неблагоприятным стартом» связаны в гораздо большей степени с травмой отрыва от семьи и отсутствием родительской заботы, чем с наследственностью. Не гены, а отсутствие достаточной заботы и эмоционального контакта с близким взрослым в раннем детстве, а в некоторых случаях и жестокое обращение с ребенком, являются основной причиной проблемного развития таких детей. Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием психики. У покинутого, лишенного родительской любви ребенка с самого раннего возраста подорвана так называемая «базовая безопасность». Он рождается беспомощным и нуждается в своих родителях или людях, выполняющих родительскую функцию, чтобы быть защищенным и накормленным, научиться говорить, ходить, выражать себя, доверять себе и социализироваться. Близкий контакт с матерью (или с другим постоянным взрослым) в раннем детстве обеспечивает не только эмоциональный комфорт, но и психофизиологическую стимуляцию, необходимую для благополучного формирования центральной нервной системы и головного мозга ребенка.

Родителям необходимо помнить, что в каждой возрастной группе причины воровства у детей разные. Степень осознанности совершаемого воровства, безусловно связана с возрастом ребенка, но при этом следует учитывать темп индивидуального развития, который у детей неодинаков.

Своим внешним поведением, каким бы «ужасным» оно не было, приемные дети демонстрируют признаки глубоких внутренних проблем (чувства гнева, грусти, негодования, неуверенность в нынешнем положении, страх перед будущим, низкая самооценка). Нужно понять, что на самом деле происходит с ребенком. Тогда можно будет решить истинную проблему, а воровство пройдет само.

Причин того, что приемный ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, достаточно много. Одной из них является невротическое воровство. Ребенок «с неблагоприятным стартом» нередко испытывает чувство повышенного эмоционального напряжения, неудовлетворенности, тревоги, но не всегда понимает, чем это вызвано. Подобное состояние «толкает» ребенка к определенным активным действиям, ему начинает казаться, что если у него будет такая же вещь, как у друга, то он будет счастлив. Чувство риска, азарт и инфантильное желание присвоения желаемого на некоторое время приводят к разрядке повышенного напряжения, так как ребенок удовлетворил свою потребность в «такой же вещи». Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, то, спустя некоторое время тревога и напряжение возникают вновь, но уже усугубленные чувством вины и ощущением, что «я совсем плохой».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения - не всегда значит «украсть». Точно также ребенок, выросший в детском доме, может не знать ничего о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. И когда ребенка ругают за такой поступок, он не понимает, что такого страшного он сделал.

Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого – разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо. Прекрасно понимая, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, отпирается, врет. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.

Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам - проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых собственными родителями. Иногда, особенно у подростков, иметь то же, что есть у других - значит «быть как все», «своим», принадлежать к значимой группе. В подростковом микросоциуме правила жесткие: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты - «лох», изгой. То есть для подростков обладание чем-то - способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. И если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной часто способен справиться с такой ситуацией, то для приемного ребенка стресс оказывается очень сильным.

Возврат к списку